четверг, 3 августа 2017 г.

Особенности планирования в национальной программе цифровой экономики

Одна из эвристик в книге «The art of systems architecting» гласит, что при разработке сложной системы все самые серьезные ошибки совершены в самом начале. Попробуем проверить на эту эвристику программу «Цифровая экономика».

Одна из таких проверок - это макро-планирование, то есть выделяем «большие куски», обозначаем зависимости между ними, смотрим в каком порядке эти «большие куски» будут реализованы и проверяем что все логично. Типа того, что в нормальном строительстве стены будут возводиться после заливки фундамента и до возведения крыши.

«Большие куски» в программе хорошо определены:

1. стр. 10: «К базовым направлениям относятся нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность.»

2. стр. 3: «Реализация отдельных направлений по отраслям экономики (сферам деятельности), в первую очередь в сфере здравоохранения, создания "умных городов" и государственного управления, включая контрольно-надзорную деятельность»

И зависимости между ними тоже очерчены:

3. стр. 12: «Основными целями направления, касающегося информационной инфраструктуры, являются»…«внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан»

А также приводятся принципы макро-планирования.

4. стр. 2: «В связи с тем, что эффективное развитие рынков и отраслей (сфер деятельности) в цифровой экономике возможно только при наличии развитых платформ, технологий, институциональной и инфраструктурной сред, настоящая Программа сфокусирована на 2 нижних уровнях цифровой экономики - базовых направлениях».…

5. стр. 3 «Реализация отдельных направлений по отраслям экономики (сферам деятельности), в первую очередь в сфере здравоохранения, создания "умных городов" и государственного управления, включая контрольно-надзорную деятельность, будет осуществляться на основе дополнения настоящей Программы соответствующими разделами…»

Для просторы воспользуемся строительной аналогией: «базовые направления» – это «фундамент», а три «отдельные направления» (см. выше пункт 2) – это «надстройка» (типа стены, крыша и отделка). Ну, вроде бы , все логично: сначала заливаем «фундамент», а потом возводит все остальное. Ну и, министерства уже начали активную деятельность в целях реализации программы «Цифровая экономика».

Но, постойте, мы же еще не решили какова будет эта «надстройка»! А «фундамент»-то уже залит и набрал свою прочность. Придется разбивать и переделывать, однако. Похоже, что-то важное пропущено в этом макро-планировании. А кто же архитектор этого «дома»?


Понятно, что, на практике, «фундамент» сильно зависит от «надстройки». Так нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность (в существенно меньшей степени) зависят от того как будет происходить цифровизация в сфере здравоохранения, создания "умных городов" и государственного управления, включая контрольно-надзорную деятельность. И, как известно, цифровизацию можно реализовать по-разному ( см. http://egov-tm.blogspot.ch/2017/05/blog-post.html ).

Ну это только один из примеров странного планирования. Так, с 1 января 2018 года застройщики будут обязаны оснащать новые многоквартирные дома системой отопления и вентиляции, способной регулировать подачу тепла при смене погодных условий. То есть, вместо создания адаптивной и унифицированной эталонной архитектуры для «умного дома», получится разнобой и неразбериха, а, также отторжение концепции «цифровизации» ( см. https://www.if24.ru/umnye-doma-i-iot/ ) . Хотя, хотели как лучше.

Хорошо, что начать делать правильно еще не поздно.


Thanks,
AS

Комментариев нет:

Отправить комментарий