вторник, 1 августа 2017 г.

Мистерия цифровых платформ цифровой экономики

В документе "Цифровая экономика Российской Федерации" платформы являются одним из трех уровней цифровой экономики, а словосочетание «цифровая платформа» встречается очень часто. В то же время, авторы программы, к сожалению, не определили понятия «платформа» и «цифровая платформа».

Одно из определений цифровой платформы, которое ссылается на Uber, Airbnb, Facebook и Alibaba, – это цифровая среда (программно-аппаратный комплекс) с набором функций и сервисов, обеспечивающая потребности потребителей и производителей.

При этом не указывается, что Uber не владеет ни одним такси, Airbnb не владеет ни одной квартирой, Facebook не создает контент, а Alibaba не производит товары. Они – посредники. Значит «цифровая платформа» - это посредник. (В моей классификации платформ http://improving-bpm-systems.blogspot.ch/2015/12/typology-of-platforms.html – это “intermediation platform”.) Таким образом, цифровая экономика может стать экономикой мощных посредников, а кто будет производить товары и услуги? Также, взаимодействие двух сторон с противоположными интересами (потребителей и производителей) становиться существенно более сложной задачей «трех тел» (потребители, производители и мощный посредник).

Понятно, что необходимы различные услуги, которые упрощают и снижают риски ведения бизнеса: оплата, юридическая поддержка, поиск поставщика, проверка надежности поставщика, проверка надежности покупателя и проч. Но, обязательно ли все эти услуги должны быть сосредоточены в одних и тех же руках? Возможны ли другие конфигурации? Каковы критерии выбора оптимальной конфигурации?

Предлагаются два критерия: 1) не конфликтность интересов (separation of duties), 2) оптимизация количества посредников. Понятно, что некоторые услуги обязаны быть независимыми от потребителей и производителей, например, оплата, юридическая экспертиза, разрешение споров и т.п. Также понятно, что некоторые услуги ориентированы на защиту покупателей (проверка надёжности поставщика), а другие услуги ориентированы на защиту производителей (проверка надежности покупателя).

Таким образом, получаются три кластера услуг – нейтральный, ассоциация потребителей и ассоциация производителей.


Следующий вопрос – а можно ли автоматизировать к-н услуги, входящие в нейтральный кластер? Да и даже нужно. Законы и контракты должны стать полностью цифровыми – см. http://improving-bpm-systems.blogspot.ch/2016/07/digital-contract-as-process-enables.html


Thanks,
AS










1 комментарий:

  1. Александр, три момента:

    1. Попытка классификации цифровых платформ (а если более строго - попытка систематизации разных вариантов словоупотребления, на мой взгляд, довольно удачная, предпринята на https://pavlyuts.ru/(там видео, но по запросу смогу, наверное, раскопать и презентацию. Там также прояснен вопрос о соотношении ЦП и производителей товаров и услуг: посредники типа Убер - относятся к классу рыночных ЦП, а ЦП крупных производителей (Росатом, Боинг) - это корпоративные ЦП.


    2. Не могли бы Вы более развернуто пояснить тему "конфликта интересов" и сложности "задачи трех тел"?



    3. Не знакомы ли случайно с Владимиром Хомутовым?

    ОтветитьУдалить