четверг, 25 октября 2018 г.

Особенности Национальной Цифровизации: Магия данных

Как известно, среди официальных цифровизаторов доминирует позиция, что ЦЭ – это преимущественное использование данных для совершенствования бизнес-процессов, создания новых бизнес-моделей и т.п. К сожалению, эта позиция создает существенные риски для построения ЦЭ.

1 Однобокая архитектура


Недавно в Сколково было анонсировано создание «Общенациональной архитектуры данных» ( см. https://www.youtube.com/watch?v=amB7cFSlR9o ). Признание необходимости архитектуры – это очень серьезный и позитивный шаг вперед, однако видение всей сложности цифрового государства как только набора данных, является крайне однобоким.

В корпоративной системе, данные используются практически везде и «другие» архитектуры (включая корпоративную безопасность) сильно влияют на данные. Получается, что общенациональная архитектура данных – это маленький «островок» (обозначенный черным цветом) в еще неизведанном архитектурном «архипелаге» (обозначенным красным цветом).


Заявления «Цифровизация - это не про ИТ, а про перестроение бизнес-процессов под воздействием данных.» (см. http://www.comnews.ru/content/115369/2018-10-16/ekonomiku-rf-ocifruyut-ministerstva#ixzz5UjjGv9Lc) как-то не соответствуют с однобокостью архитектуры.

2 Даже SAP еще это не умеет


Так SAP EVP Database and Data Management Franz Faeber в июне 2017 сказал, наличие «больших данных» пока не гарантирует получение информации, ценной для руководства компании и ее клиентов – «Most important from our point of view , when we speak with the customers and what we see also internally is: the missing link between the enterprise world and the big data world!» [SAPPHIRE] 

3 Определения еще не проработаны


Похоже, что преувеличенные и коммерческие зарубежные заявления о «магии данных» сыграли с официальными цифровизаторами плохую шутку. В современной информатике доминирует определение понятия «данные» как символы и сигналы, которые представляют характеристики объектов, людей, событий и т.п. ( см. Ackoff http://faculty.ung.edu/kmelton/documents/datawisdom.pdf ). А понятие «информация» -- это структурированные данные, наделенными смыслом и целью. Поэтому, информация, в отличии от данных, понятна людям. Данные нужны компьютерам и, зачастую, хакерам, которые пытаются найти в украденных данных какую-то ценную информацию.

Разница между данными и информацией можно объяснить следующим образом: «5» - это только данные, а «клавиша №5 – это томаты» на весах в супермаркете – это информация.

Когда-то давно, современные ИТ департаменты назывались "Data Processing Division". Сейчас же нормальные люди заинтересованы в информации и знаниях, а, также, в мудрости ( см https://ru.wikipedia.org/wiki/DIKW ). 

4 Системы существенно сложнее


Если посмотреть какие типы артефактов есть в, практически, любой конторе, то увидим следующий «торт Наполеон».
  1. Клиенты 
  2. Товары и услуги 
  3. Жизненные циклы товаров и услуг 
  4. План предпринимательства 
  5. Бизнес-процессы 
  6. Бизнес-решения 
  7. Бизнес-партнеры 
  8. Взаимодействия с партнёрами и клиентами 
  9. Технологии 
  10. Информация 
  11. Данные 
Идеально, каждый слой – это какой-то «взгляд» на (или какая-то «модель») всю контору. Например, кто-то «видит» контору как связанный набор бизнес-процессов, а кто-то другой «видит» ту же контору как массив данных. Переход с какого-нибудь слоя на более нижний – это серьёзная работа по созданию хорошо функционирующей конторы. Прыжки в обратном направлении да еще через несколько слоев – это магия.


Понятно, что данные нужны для понимания и улучшения работы конторы, но только данные недостаточны. Дополнительно нужны все остальные модели.

Например, авиастроительные компании эффективно используют «большие данные», собранные с тысяч датчиков, которые установлены на современных самолетах, потому что у авиакомпаний есть полные модели таких самолетов. 

5 Заключение


Достижение целей, поставленных вице-премьером ( см. http://d-russia.ru/v-skolkovo-prezentovali-natsionalnuyu-programmu-tsifrovaya-ekonomika.html ) «1) создать «национальную архитектуру данных», она должна отвечать потребностям бизнеса и государства, обеспечить семантическую возможность общения систем, а также цифровую идентичность (управление разрешениями, управление цифровых профилем человека) и 2) решить вопрос правового регулирования данных – т.е. обеспечить здоровую конкуренцию за счёт недискриминационного доступа к данным.» требует нормального развития всех архитектур. Зашоренность на «магии данных» становиться «мафией данных», при которой другие точки зрения не принимаются.

https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/30437/9781464813252.pdf


Thanks,
AS

“Особенности Национальной Цифровизации” это серия блогпостов с тагом #ОсобенностиНациональнойЦифровизации