воскресенье, 15 июля 2018 г.

Системно о стратегическом планировании


Этот пост инициирован дискуссией о стратегическом планировании. (Заметим, что стратегическое планирование – это «кусочек» corporate standing governance(о которой практически никто не говорит). В этой дискуссии упоминался Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и методические рекомендации к нему:
Посмотрев на эти методические рекомендации, понятно, что изложение вопросов как-то не совсем системно (например, нет явных зависимостей между различными артефактами). Поэтому было решено показать, как такое планирование делается при системном подходе.

Согласно businessdictionary.com СТРАТЕГИЯ – это метод или план (СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН), выбранный для достижения в течении длительного времени какого-то желаемого будущего, например, какой-то ЦЕЛИ (или ЦЕЛЕЙ) или РЕШЕНИЯ какой-то ПРОБЛЕМЫ (невозможность СИСТЕМЫ достичь каких-то ЦЕЛЕЙ в текущем состоянии) .

Понятно, что МИССИЯ (ЧТО делается и ПОЧЕМУ это делается) – субъективна (кто-то решил что-то делать), а ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (обоснование ЦЕЛЕЙ) – субъективно «наполовину», т.к. оно связано с предсказанием будущего. Системный же подход позволяет дать максимально объективное обоснование СТРАТЕГИИ, т.е. при всех известных ОГРАНИЧЕНИЯХ и принятых предположениях, логика выбора СТРАТЕГИИ полностью прозрачна и, тем самым, позволяет ее стороннюю оценку. Это позволяет избежать необоснованных СТРАТЕГИЙ, ЦЕЛЕЙ и МИССИЙ.

Создание СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА требует выполнения нескольких шагов. Каждый шаг – это создание артефактов (человеко-созданных объектов, которые в тексте выделены большими буквами) и моделей (которые устанавливают связи между артефактами и сами являются артефактами; например, бизнес-процесс – это модель, которая связывает некие артефакты). Идеально, каждая новая модель и новый артефакт создаются на основе заранее определенных моделей и артефактов в соответствие с определенной процедурой. Обычно такие процедуры просты, формальны или полу-формальны и не требуют высокого уровня креативности. Таким образом, создание СТРАТЕГИИ из мистического, тайного и элитарного процесса становится логичным, прозрачным и общедоступным.

Ниже приведённая последовательность шагов является естественным порядком, который может быть уточнен в конкретной ситуации. Есть только общее требование – все модели обязаны быть взаимно-согласованы, чтобы не нарушать концептуальную целостность. При выполнении этих шагов может возникнуть ситуация, в которой что-то уже сделанное необходимо поменять, например, ПРОБЛЕМА иногда понимается лучше после обдумывания ее РЕШЕНИЙ.

Это нормальная ситуация – изменения возможны, однако обязательно нужно сохранить взаимно-согласованность моделей. Другими словами, существующие модели, на которые влияет какое-то изменение, нужно затем проверять на взаимно-согласованность. Идеально, все артефакты является формальными и машинно-читаемыми, а модели формальными, явными, машинно-читаемыми и машинно-исполняемыми. Такое представление артефактов позволяет существенно упростить сохранение взаимно-согласованности моделей.

Графически, последовательность шагов можно изобразить примерно следующим образом (рисунок не является полным).

Натуральная последовательность шагов создания стратегического плана следующая:

1. Определить ПРИЧИНУ, т.е. ПОЧЕМУ какую-то ПРОБЛЕМУ надо решить. Например,  ПРОБЛЕМА -- это высокий уровень бедности в Африке.

2. Обозначить ЛАНДШАФТ (прикладная область / окружение / контекст) ПРОБЛЕМЫ, в котором ПРОБЛЕМА объективно существуют

3. Проанализировать ЛАНДШАФТ ПРОБЛЕМЫ чтобы определить ВЛИЯТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ, ОГРАНИЧЕНИЯ, ТЕНДЕНЦИИ, а также построить различные ПРОГНОЗЫ.

4. Определить первичных ВЫГОДОПОЛУЧАТЕЛЕЙ от устранения этой ПРОБЛЕМЫ.

5. Сделать описание МИССИИ, которое указывает ЧТО будет сделано (т.е. устраняется определенная ПРОБЛЕМА) и для КОГО (т.е. первичных ВЫГОДОПОЛУЧАТЕЛЕЙ). Например, МИССИЯ может быть «Искоренить бедность в Африке». Что - "искоренить бедность"; для кого - "всех жителей континента Африка". МИССИЯ субъективна. (Замечание – МИССИЯ закончится по устранению ПРОБЛЕМЫ).

6. Понять ИНТЕРЕСЫ первичных ВЫГОДОПОЛУЧАТЕЛЕЙ. Для этого можно использовать следующие НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ, например
  • (положительный) Что, по Вашему мнению, необходимо развивать? 
  • (отрицательный) Что, по Вашему мнению, необходимо сокращать? 
  • (запретительный) Что, по Вашему мнению, необходимо прекратить? 
  • (произвольный) Что, по Вашему мнению, необходимо сделать? 

7. Сделать ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ посредством описания ВИДЕНИЯ каков будет желательный (в общих чертах) промежуточный (в дальне-срочной перспективе) РЕЗУЛЬТАТ МИССИИ.

8. Декомпозировать ВИДЕНИЕ на несколько СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ, измеряемых через СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) и их ЦЕЛЕВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ.

9. Подготовить системные, законодательные, социальные ТРЕБОВАНИЯ для потенциальных РЕШЕНИЙ.

10. Понять специфику ЛАНДШАФТА РЕШЕНИЙ (он состоит их всех потенциальных РЕШЕНИЙ).

11. Объединить системные, законодательные, социальные ТРЕБОВАНИЯ и ИНТЕРЕСЫ первичных ВЫГОДОПОЛУЧАТЕЛЕЙ для получения ТРЕБОВАНИЙ ВЫСОКОГО УРОВНЯ.

12. Определить основные ЭМЕРДЖЕНТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛАНДШАФТА РЕШЕНИЙ, которые
  • удовлетворяют ТРЕБОВАНИЯМ ВЫСОКОГО УРОВНЯ, 
  • отвечают особенностям ЛАНДШАФТА ПРОБЛЕМЫ и 
  • обеспечивают достижение СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ. 
13. Определить АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРИНЦИПЫ (ПОЛОЖЕНИЯ) ЛАНДШАФТА РЕШЕНИЙ, которые гарантируют ЭМЕРДЖЕНТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛАНДШАФТА РЕШЕНИЙ. (Архитектура – это совокупность фундаментальных понятий или свойств системы в ее окружении, воплощенная в ее элементах и отношениях, а также в принципах ее проектирования и эволюции).

14. Создать АРХИТЕКТУРУ ВЫСОКОГО УРОВНЯ для потенциального РЕШЕНИЯ, которая следует АРХИТЕКТУРНЫМ ПРИНЦИПАМ ЛАНДШАФТА РЕШЕНИЙ. (Замечание: если есть несколько конкурирующих решений то их нужно уметь сравнивать.)

15. Если необходимо, создать ДЕТАЛЬНУЮ АРХИТЕКТУРУ РЕШЕНИЯ. (тогда надо добавить несколько отдельных шагов.)

16. Определить РЕСУРСЫ для воплощения РЕШЕНИЯ на основе его АРХИТЕКТУРЫ:
  • ФИНАНСОВЫЕ, 
  • КАДРОВЫЕ, 
  • МАТЕРИАЛЬНЫЕ, 
  • ВРЕМЕННЫЕ, 
  • СОЦИАЛЬНЫЕ, 
  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ, 
  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, 
  • т.п. 
17. Определить СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН (СТРАТЕГИЮ) воплощения РЕШЕНИЯ исходя из:
  • СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ, 
  • ИНТЕРЕСОВ ВЫГОДОПОЛУЧАТЕЛЕЙ (например, некоторые изменения очень востребованы), 
  • зависимостей между ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРЫ РЕШЕНИЯ (т.е. есть некий естественный порядок построения РЕШЕНИЯ, например, крыша строится после возведения стен и фундамента), 
  • наличия требуемых РЕСУРСОВ и 
  • времени реализации различных КОМПОНЕНТ РЕШЕНИЯ. 
Хотя это последовательно выглядит очень длинной, она обеспечивает полную прослеживаемость, что очень важно для объективной проверке верности выбранного решения.

Понятно, что некоторые артефакты, например, ВЫГОДОПОЛУЧАТЕЛИ, ВЛИЯТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ и т.п. могут быть собраны один раз и неоднократно использоваться.

Вышеприведенный список является эталонным и его можно развивать, уточнять и оптимизировать для привязки к конкретной области применения, например, стратегического планирования развития регионов.

Понятно, что СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – это только небольшая часть жизненного цикла какой-то системы – еще нужно воплощение, эксплуатация, развитие и т.д. Все это тоже охвачено системным походом с использование той же логики моделей и артефактов.

Дополнительно, многие модели создаются ужЕ как элементы будущего РЕШЕНИЯ (см. http://improving-bpm-systems.blogspot.com/2018/04/better-architecting-with-digital-model.html ).

Автор благодарит Андрея Живайкина, Анатолия Казакова и Юрия Белобородова за их ценные комментарии к этой статье. См также пример использования - http://improving-bpm-systems.blogspot.com/2018/07/better-architecting-with-value-viewpoint.html

Thanks,
AS

1 комментарий: