четверг, 25 октября 2018 г.

Особенности Национальной Цифровизации: Магия данных

Как известно, среди официальных цифровизаторов доминирует позиция, что ЦЭ – это преимущественное использование данных для совершенствования бизнес-процессов, создания новых бизнес-моделей и т.п. К сожалению, эта позиция создает существенные риски для построения ЦЭ.

1 Однобокая архитектура


Недавно в Сколково было анонсировано создание «Общенациональной архитектуры данных» ( см. https://www.youtube.com/watch?v=amB7cFSlR9o ). Признание необходимости архитектуры – это очень серьезный и позитивный шаг вперед, однако видение всей сложности цифрового государства как только набора данных, является крайне однобоким.

В корпоративной системе, данные используются практически везде и «другие» архитектуры (включая корпоративную безопасность) сильно влияют на данные. Получается, что общенациональная архитектура данных – это маленький «островок» (обозначенный черным цветом) в еще неизведанном архитектурном «архипелаге» (обозначенным красным цветом).


Заявления «Цифровизация - это не про ИТ, а про перестроение бизнес-процессов под воздействием данных.» (см. http://www.comnews.ru/content/115369/2018-10-16/ekonomiku-rf-ocifruyut-ministerstva#ixzz5UjjGv9Lc) как-то не соответствуют с однобокостью архитектуры.

2 Даже SAP еще это не умеет


Так SAP EVP Database and Data Management Franz Faeber в июне 2017 сказал, наличие «больших данных» пока не гарантирует получение информации, ценной для руководства компании и ее клиентов – «Most important from our point of view , when we speak with the customers and what we see also internally is: the missing link between the enterprise world and the big data world!» [SAPPHIRE] 

3 Определения у официальных цифровизаторов еще не проработаны


Похоже, что преувеличенные и коммерческие зарубежные заявления о «магии данных» сыграли с официальными цифровизаторами плохую шутку. В современной информатике доминирует другое определение этого понятия.

данные 
символы и сигналы, которые представляют характеристики объектов, людей, событий и т.п. ( см. Ackoff http://faculty.ung.edu/kmelton/documents/datawisdom.pdf )

информация
структурированные данные, наделенными смыслом и целью

Заметим, что данные и информация могут быть в различных представлениях: материальном, аналоговом, цифровом и т.п.

Информация, в отличии от данных, понятна людям. Данные (в цифровом представлении) нужны компьютерам и, зачастую, хакерам, которые пытаются найти в украденных данных какую-то ценную информацию.

Когда-то давно, современные ИТ департаменты назывались "Data Processing Division". Сейчас же нормальные люди заинтересованы в информации и знаниях, а, также, в мудрости ( см https://ru.wikipedia.org/wiki/DIKW ).


Разницу между данными и информацией можно объяснить следующим образом:

  • Символ: «T» - это только данные
  • Текст: «Клавиша "T" – это томаты» на весах в супермаркете – это информация (вспоминаем классику - "информация к размышлению")
  • Википедия: «Томаты -- это ягода» -- это знание
  • Из личного опыта «Томаты не для фруктового салата» -- это мудрость


4 Системы существенно сложнее


Если посмотреть какие типы артефактов есть в, практически, любой конторе, то увидим следующий «торт Наполеон».
  1. Клиенты 
  2. Товары и услуги 
  3. Жизненные циклы товаров и услуг 
  4. План предпринимательства 
  5. Бизнес-процессы 
  6. Бизнес-решения 
  7. Бизнес-партнеры 
  8. Взаимодействия с партнёрами и клиентами 
  9. Технологии 
  10. Информация 
  11. Данные 
Идеально, каждый слой – это какой-то «взгляд» на (или какая-то «модель») всю контору. Например, кто-то «видит» контору как связанный набор бизнес-процессов, а кто-то другой «видит» ту же контору как массив данных. Переход с какого-нибудь слоя на более нижний – это серьёзная работа по созданию хорошо функционирующей конторы. Прыжки в обратном направлении да еще через несколько слоев – это магия.


Понятно, что данные нужны для понимания и улучшения работы конторы, но только данные недостаточны. Дополнительно нужны все остальные модели.

Например, авиастроительные компании эффективно используют «большие данные», собранные с тысяч датчиков, которые установлены на современных самолетах, потому что у авиакомпаний есть полные модели таких самолетов. 

5 Заключение


Достижение целей, поставленных вице-премьером ( см. http://d-russia.ru/v-skolkovo-prezentovali-natsionalnuyu-programmu-tsifrovaya-ekonomika.html ) «1) создать «национальную архитектуру данных», она должна отвечать потребностям бизнеса и государства, обеспечить семантическую возможность общения систем, а также цифровую идентичность (управление разрешениями, управление цифровых профилем человека) и 2) решить вопрос правового регулирования данных – т.е. обеспечить здоровую конкуренцию за счёт недискриминационного доступа к данным.» требует нормального развития всех архитектур. Зашоренность на «магии данных» становиться «мафией данных», при которой другие точки зрения не принимаются.

https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/30437/9781464813252.pdf

Thanks,
AS

“Особенности Национальной Цифровизации” это серия блогпостов с тагом #ОсобенностиНациональнойЦифровизации

2 комментария:

  1. О какой цифровой экономике России можно говорить, если "В национальный проект "Цифровая экономика Российской Федерации", который будет презентован сегодня, 16 октября 2018 г., на форуме "Открытые инновации", реальный сектор не попал".

    источник: http://www.comnews.ru/content/115369/2018-10-16/ekonomiku-rf-ocifruyut-ministerstva#ixzz6GdllYmf9

    ОтветитьУдалить