суббота, 21 апреля 2018 г.

Снова о цифровой экономике и цифровой трансформации

1 Определение понятий


Во второй половине апреля, промелькнула заметка ( http://cde2035.com/ru/news/index/186428012 ), которой высокопоставленные «цифровизаторы» утверждают, что главные направления развития цифровой сферы– это современные цифровые технологии и что выгодополучатель от Цифровая Экономики (ЦЭ) и Цифровой Трансформации (ЦТ) – это бизнес.

К сожалению, давно известно, что:
  1. ЦТ – это не о технологиях ( https://www.cio.com/article/3245106/it-industry/digital-transformation-it-isn-t-a-technology-thing.html ), 
  2. умные города – это не о больших данных и мобильном доступе ( https://www.forbes.com/sites/federicoguerrini/2016/09/19/engaging-citizens-or-just-managing-them-smart-city-lessons-from-china/#272aa3a1dab0 ) , и 
  3. большие данные не привязаны к данным, которые характеризуют работу предприятия ( https://www.theguardian.com/science/political-science/2018/apr/18/smart-cities-need-thick-data-not-big-data ). 
Зная, что цифровизация экономики сегодня признана одним из государственных приоритетов, подобные заявления высокопоставленных «цифровизаторов» еще раз подчеркивают насущную необходимость общего определения понятий ЦЭ и ЦТ.

В настоящее время, существует много различных мнений о том, что есть ЦЭ. Одни говорят – данные, другие – технологии, третьи – процессы и т.п. На самом деле, все эти мнения верны хотя и ограничены, т.к. нечто сложное люди рассматривают со своих, и весьма различных, точек зрения, которые сфокусированы на каких-то отдельных артефактах или характеристиках этого сложного. Попробуем собрать вместе и упорядочить эти артефакты на основе логики бизнес-архитектуры.
  1. Клиенты приобретают и используют различные товары и услуги чтобы сделать что-то нужное в своей жизни. 
  2. Любой товар и услуга следуют своему жизненному циклу.
  3. Жизненный цикл товара или услуги определяет бизнес-модель (поставщику, каналы, сегментация рынка и т.п.)
  4. Бизнес-модель определяет (во многом) бизнес-процессы
  5. Бизнес-процессы координируют различные работы внутри организации и вне ее, такие как транзакции с партнерами и транзакции с клиентами. 
  6. Исполнение бизнес-процессов, транзакций с партнерами и транзакций с клиентами использует различные информационные технологии
  7. Применение информационных технологий создает гигантские объемы информации
  8. Информация – это структурированные данные, наделенные смыслом и целью. 

Из этой упорядочности следует, что акцент в ЦЭ только на технологии или данные существенно принижает потенциал ЦЭ. Более полный охват этой упорядоченности приведет с большему потенциалу ЦЭ. Поэтому максимальный эффект от ЦЭ будет если начать с товаров и услуг и их жизненного цикла.

Понятно, что не все товары и услуги являются цифровыми на протяжении всего своего жизненного цикла. Например, жизненный цикл дома в ЦЭ выглядит следующим образом:
  • дом проектируется в цифровом представлении, т.е. создается проектное цифровое описание дома ( своего рода «цифровой двойник» будущего дома); 
  • проектное цифровое описание дома воплощается в материальный объект (т.е. обычный дом) при помощи объемной печати (3D printing) и промышленных роботов; 
  • такой дом обслуживается и улучшается на основе цифровой информации, снимаемой с различных датчиков (Internet of Things - IoT); при этом, материальное воплощение дома переводиться в его фактическое цифровое описание, которое сравнивается с проектным цифровым описанием этого дома; 
  • последующие варианты такого дома оптимизируются по результатам эксплуатации. 

Таким образом, проектирование, производство, реклама, продажа, доставка, обслуживание и развитие товаров и услуг выполняется первоначально в их цифровом (формальном, дискретном, машинно-читаемом и машинно-исполняемом) представлении и при помощи соответствующих цифровых технологий, которые работают с цифровым представлением. При этом, если необходимо, предусматривается перевод товара или услуги из цифрового представления в материальное (или аналоговое или бионическое) представление и обратно. Понятно, что не все товары и услуги изначально появляются в цифровом представлении.

Более того, все что нужно для нормального функционирования экономики тоже должно стать цифровым. Например,
  • у рубля появляется «цифровой двойник» цифорубль; 
  • акции предприятия становятся «коинами» от ICO (Initial Coin Offering); 
  • законы становятся формальными и машинно-исполняемыми алгоритмами; 
  • права собственности (те же «коины») записаны в цифровой архив (т.е. блокчейн) и управляются владельцем напрямую без каких-нибудь посредников; 
  • контракты становятся формальными и машинно-исполняемыми алгоритмами; 
  • документы становятся электронными и структурированными; 
  • традиционные средства идентификации (паспорт, удостоверение и т.п.) заменяются цифровыми аналогами; 
  • горизонтальный и вертикальные производственных связи тоже переводятся на «цифру» и т.п.; 
  • процессы управления экономикой переводятся из бумажных описаний в цифровые исполняемые процессы. 

Таким образом, Цифровая Экономика (ЦЭ) – это экономика, в которой жизненный цикл товаров и услуг основан на первичности их цифрового представления. Другими словами, если возможно, то цифровое представление первично, а все остальные представления вторичны.

А Цифровая Трансформация (ЦТ) – это стратегически организованный переход к повсеместному использованию цифрового представления товаров и услуг, а также создание обеспечивающих это возможностей (основе методологий, технологий, людей и процессов).

Идеально, эти «обеспечивающие возможности» становятся Software-Defined Organisation ( https://www.slideshare.net/samarin/towards-softwaredefined-organisations ) или «программируемым предприятием», который автомагически переконфигурирует себя для выпуска новых товаров и услуг. Понятно, что этот идеал будет достигаться постепенно, начиная с небольших подсказок как проводить ЦТ.


2 Кто или что является выгодополучателем от ЦЭ?


Используем для ответа известный паттерн из системного подхода: Заинтересованная сторона или выгодополучатель – Проблема – Решение.

Первичный выгодополучатель (население) – Значительное повышение уровня жизни – Быстрое и эффективное создание широкого спектра товаров и услуг на основе ЦЭ.

Вторичный выгодополучатель (бизнес) – Простота ведения бизнеса, создание новых секторов экономики и выход на новые рынки – Широкая вовлеченность бизнеса и создание условий для координации, кооперации и инноваций.

Третичный выгодополучатель (руководство страны) – Системное и управляемое проведение сложной трансформации страны – Повышение предсказуемости и снижение рисков, связанных со сложной трансформацией страны.



3 Цифровая трансформация в масштабе всей страны


Вспоминая, что цифровизация экономики сегодня признана одним из государственных приоритетов, то как провести ЦТ в масштабе всей страны? Понятно, что все частные и государственные компании различны.

Один вариант состоит в использовании чисто административного подхода – каждая компания должна создать должность «Chief Digital Transformation Officer», который(-ая) будет проводить ЦТ в каждой компании. Понятно, что каждая компания будет проводить ЦТ как умеет и с тем, что имеет.

Другой вариант состоит в осознании что ЦЭ – это сложная цифровая система и построении такой системы с широким использованием современных методик и практик системного подхода (и других дисциплин). При этом можно вычленить что-то общее у различных частных и государственных компаний и реализовать это общее единообразно и высококачественно при широком использовании координации, кооперации и интеграции между различными компаниями. Таким образом можно добиться ускорения реализации, сокращения издержек и уменьшения рисков.

Дополнительный бонус использования второго варианта состоит в его высоком экспортном потенциале.

Пример использования системного подхода - http://egov-tm.blogspot.com/2018/04/blog-post.html

Thanks,

AS

Комментариев нет:

Отправить комментарий