четверг, 20 сентября 2018 г.

Особенности Национальной Цифровизации: Барин, нам бы немного governance

Ниже приведены несколько примеров абсурдности стратегического управления (governance) в рамках построения ЦЭ.


1 Недавно созданная Правкоммисия – пока еще иллюзия governance


См. https://www.rbc.ru/finances/06/09/2018/5b9044e59a794744b8a6509e

Вот первый шажок к нормальному корпоративному стратегическому управлению (corporate governance). Однако такой орган – это только одна из частей постоянного корпоративного стратегического управления (corporate standing governance). Нужно знать на основе чего правкомиссия собирается координировать. Так необходимо иметь: 
  • конкретизацию целевого состояния, 
  • понимание как достичь целевое состояние, 
  • список проектов, 
  • единую методику проектирования, 
  • техническую экспертиза проектов, 
  • финансовую оценку проектов, 
  • стратегию по отраслям и территориям и т.п. 
Понятно, что такой орган – это только видимая верхушка айсберга, которая не может эффективно существовать без невидимой части айсберга, включающей архитектурное бюро и проектный офис.
 

2 Главный архитектор Всея Руси – пар уходит в гудок


Хотя позиция «Главного Архитектора» ЦЭ была озвучена примерно 2 месяца назад ( https://www.comnews.ru/content/114266/2018-08-06/razyskivaetsya-glavnyy-arhitektor-cifrovoy-ekonomiki ), а воз и ныне там, хотя офис главного архитектора является одной из составных частей постоянного стратегического управления (corporate standing governance).

Если нет специалистов дома, так пригласите их хотя бы временно. А Европе есть небольшие компании-бутики, которые специализируются на архитектуре таких систем. Да еще в таких компаниях есть русскоговорящие специалисты. 

3 ЦЭ в регионах – пример спихотехники


Логика этого документа точно неизвестна, но она похожа на бюрократический паттерн «начальник пробега». То есть чиновник высокого уровня запрашивает у чиновников низкого уровня как сделать порученную ему задачу, а затем из ответов «собирает» решение и, что важно, перекладывает ответственность на чиновников низшего уровня. Понятно, что цель этого паттерн – уход чиновника от ответственности.

В данном случае, ситуация усугубляет несколькими факторами:
  • чиновники низкого уровня (регионалы) обязаны конкурировать между собой, что может ухудшать уровень объективности предложенных ими решений; 
  • высокая сложность проблемы, которая никак не решается этим паттерном; 
  • наивность в ожидаемой тиражируемости решений, который были созданы разными независимыми группами; 
  • необходимость интергационности частей «собранного» решения, что еще неизвестно чиновнику высокого уровня (федералу), потому что является «отложенным» требованием. 
С точки зрения корпоративной архитектуры – это кошмар: отсутствие общие логики, субъективность выбора и полная дезинтеграция ЦЭ как системы. На государственном уровне – заведомый стратегический провал вместо рывка и упущенная уникальная возможность и выгода от создания экспортного варианта ЦЭ.

Поэтому логика должна быть другая:
  1. разработать эталонную архитектуру с гарантией ее тиражируемости и адаптируемости к местным реалиям; 
  2. определить компоненты эталонного решения; 
  3. создать всем миром эти компоненты; 
  4. повсеместно внедрять эталонное решение с привязкой на конкретные условия. 

4 Стимулирование закупок отечественного программного обеспечения – непонимание жизненного цикла программного обеспечения


См. http://frprf.ru/press-tsentr/novosti/frp-nachal-vydavat-zaymy-po-programme-tsifrovizatsiya-promyshlennosti/ «Ставка в 1% годовых действует при приобретении отечественного программного обеспечения…»

Жизненный цикл программного обеспечения имеет известную особенность – бОльшая часть полных затрат (total cost of ownership) приходится на эксплуатацию и поддержку актуальности ПО. Иногда такое соотношение достигает 1 к 4, т.е. создание или приобретение ПО является только 20 % от полных затрат. Значит, финансирование только приобретения ПО создает большие будущие финансовые обязательства для приобретателя ПО.

Приобретение любого ПО обязано учитывать расходы на его эксплуатацию в течении 3-5 лет. 

5 Написание стратегии региона – конфликт интересов


См. https://tass.ru/ekonomika/5559712 «Такая работа должна быть организована на местах, чтобы гармонизировать деятельность на федеральном уровне и найти средства реализации каждому из регионов, поскольку они имеют свою специфику и вопросы…»

По современным правилам честных государственных закупок, компания, которая помогает государственному учреждении писать планы, не имеет права участвовать в реализации этих планов.

Похоже, что надо изучать наработки Комитета ИСО 309 https://committee.iso.org/home/tc309

6 Счетная палата – конфликт интересов


Как известно, Счетная палата Российской Федерации (далее – Счетная палата) как высший независимый орган внешнего государственного аудита (контроля) содействует развитию системы государственного управления для реализации национальных целей и задач стратегического развития.

Смотрим на ее недавно опубликованную стратегию - http://www.ach.gov.ru/about/document/strategy-2018-2024.php , пункт 3.2 «разработка рекомендаций по цифровизации государственного управления, развитию государственных информационных систем, внедрению систем аналитики и поддержки принятия решений, основанных на данных.»

Как это? Счетная Палата собирается проводить объективный аудит систем, построенных по ее рекомендациям?

При этом, Счетная палата тоже собирается выполнять «аудит эффективности и стратегический аудит государственных информационных систем и системы обработки государственных данных» - хотя проводить такой контроль можно лишь при наличии критериев и целей, которые заранее обговорены с разработчиками систем.

Архитектурное бюро необходимо для задания таких критериев и целей для всех информационных систем. 

7 Пример построения цифровой экономики в регионе методом народной стройки


См. https://www.facebook.com/groups/252568801952249/permalink/326358551239940/ 

8 Заключение


Нормальное использование архитектуры и наработок Комитета ИСО 309 https://committee.iso.org/home/tc309 поможет устранить вышеперечисленные проблемы.



Thanks,
AS

“Особенности Национальной Цифровизации” это серия блогпостов с тагом #ОсобенностиНациональнойЦифровизации

Комментариев нет:

Отправить комментарий