воскресенье, 15 июля 2018 г.

Системно о стратегическом планировании

Автор благодарит Андрея Живайкина, Анатолия Казакова и Юрия Белобородова за их ценные комментарии к этой статье. См также пример использования - http://improving-bpm-systems.blogspot.com/2018/07/better-architecting-with-value-viewpoint.html

Этот пост инициирован дискуссией о стратегическом планировании. (Заметим, что стратегическое планирование – это «кусочек» corporate standing governance, о которой практически никто не говорит.) В этой дискуссии упоминался федзак и методические рекомендации к нему:
Посмотрев на эти методические рекомендации, понятно что как-то это не совсем системно. Поэтому было решено показать как такое планирование делается при системном подходе.

Согласно businessdictionary.com СТРАТЕГИЯ – это метод или план (СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН), выбранный для достижения в течении длительного времени какого-то желаемого будущего, например, какой-то ЦЕЛИ (или ЦЕЛЕЙ) или РЕШЕНИЯ какой-то ПРОБЛЕМЫ.

Понятно, что МИССИЯ (что делается и ПОЧЕМУ это делается) – субъективна (кто-то решил что-то делать), а ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ(обоснование ЦЕЛЕЙ) – субъективно «наполовину», т.к. оно связано с предсказанием будущего. Системный же поход позволяет дать максимально объективное обоснование СТРАТЕГИИ, т.е. при всех известных ОРГРАНИЧЕНЯХ и принятых предположениях, логика выбора СТРАТЕГИИ полностью прозрачна и, тем самым, позволяет ее стороннюю оценку. Это позволяет избежать необоснованных СТРАТЕГИЙ, ЦЕЛЕЙ и МИССИЙ.

Создание СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА требует выполнения нескольких шагов. Каждый шаг – это создание артефактов (человеко-созданных объектов, которые в тексте выделенны большими буквами) и моделей (которые устанавливают связи между артефактами и сами являются артефактами; например, бизнес-процесс – это модель, которая связывает некие артефакты). Идеально, каждая новая модель и новый артефакт создаются на основе ужЕ определенных моделей и артефактов в соответствие с определенной процедурой. Обычно такие процедуры просты, формальны или полу-формальны, и не требуют высокого уровня креативности. Таким образом, создание СТРАТЕГИИ из мистического, тайного и элитарного, становиться логичным, прозрачным и общедоступным.

Ниже приведённая последовательность шагов является естественным порядком, который может бы изменен в конкретной ситуации. Есть только одно правило – все модели обязаны быть взаимно-согласованы чтобы не нарушать концептуальную целостность. При выполнении этих шагов может возникнуть ситуация, в которой что-то уже сделанное необходимо поменять, например, ПРОБЛЕМА иногда понимается лучше после обдумывания ее РЕШЕНИЙ. Это нормальная ситуация – изменения возможны, однако обязательно нужно сохранить взаимно-согласованность моделей. Т.е. существующие модели, на которые влияет какое-то изменение, нужно проверить на взаимно-согласованность. Идеально, все артефакты является формальными и машинно-читаемыми, а модели формальными, явными, машинно-читаемыми и машинно-исполняемыми. Это позволяет существенно упростить сохранение взаимно-согласованности моделей.

Последовательность шагов следующая:

1. Сделать описание МИССИИ, которое указывает что делается и ПОЧЕМУ это делается (т.е. какая ПРИЧИНА к этому привела). Типичная ПРИЧИНА – это воплощение РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ для кого-то, например «Устранить бедность в Африке». МИССИЯ субъективна.

2. Сделать описание ЛАНДШАФТА ПРОБЛЕМЫ, т.е. прикладной области / окружения / контекста, в котором осуществляется МИССИЯ.

3. Проанализировать ЛАНДШАФТ ПРОБЛЕМЫ чтобы определить ВЛИЯТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ, ОГРАНИЧЕНИЯ, ТЕНДЕНЦИИ, а также построить различные ПРОГНОЗЫ.

4. Сделать ЦЕЛЕЦПОЛАГАНИЕ посредством описания ВИДЕНИЯ каков будет желательный (в общих чертах) будущий (в дальнесрочной перспективе) РЕЗУЛЬТАТ МИССИИ. (Замечание – МИССИЯ может закончится по достижению РЕЗУЛЬТАТА).

5. Декомпозировать ВИДЕНИЕ на несколько СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ, измеряемых через СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) и их ЦЕЛЕВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ.

6. Сделать описание (можно неформально, иллюстративно) ЛАНДШАФТА РЕШЕНИЙ, который содержит потенциальные РЕШЕНИЯ обеспечивающие достижение СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ и учитывающие особенности ЛАНДШАФТА ПРОБЛЕМЫ.

7. Определить ВЫГОДОПОЛУЧАТЕЛЕЙ от потенциального РЕШЕНИЯ и классифицировать их.

8. Понять ИНТЕРЕСЫ разных ВЫГОДОПОЛУЧАТЕЛЕЙ. Обычно используются НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ, например
  • (положительный) Что, по Вашему мнению, необходимо развивать? 
  • (отрицательный) Что, по Вашему мнению, необходимо сокращать? 
  • (запретительный) Что, по Вашему мнению, необходимо прекратить? 
  • (произвольный) Что, по Вашему мнению, необходимо сделать? 
9. Проанализировать, систематизировать и перевести ИНТЕРЕСЫ ВЫГОДОПОЛУЧАТЕЛЕЙ в ВЫГОДОПОЛУЧАТЕЛЬСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ.

10. Подготовить системные, законодательные, социальные ТРЕБОВАНИЯ.

11. Объединить системные, законодательные, социальные и прочие ТРЕБОВАНИЯ, с ВЫГОДОПОЛУЧАТЕЛЬСКИМИ ТРЕБОВАНИЯМИ ВЫСОКОГО УРОВНЯ для получения ТРЕБОВАНИЙ ВЫСОКОГО УРОВНЯ.

12. Определить основные ЭМЕРДЖЕНТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛАНДШАФТА РЕШЕНИЙ, которые
  • удовлетворяют ТРЕБОВАНИЯМ ВЫСОКОГО УРОВНЯ, 
  • отвечают особенностям ЛАНДШАФТА ПРОБЛЕМЫ и 
  • обеспечивают достижение СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ. 
13. Определить АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРИНЦИПЫ (ПОЛОЖЕНИЯ) ЛАНДШАФТА РЕШЕНИЙ, которые гарантируют ЭМЕРДЖЕНТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛАНДШАФТА РЕШЕНИЙ. (Архитектура – это совокупность фундаментальных понятий или свойств системы в ее окружении, воплощенная в ее элементах и отношениях, а также в принципах ее проектирования и эволюции).

14. Создать АРХИТЕКТУРУ ВЫСОКОГО УРОВНЯ для потенциального РЕШЕНИЯ, которая следует АРХИТЕКТУРНЫМ ПРИНЦИПАМ ЛАНДШАФТА РЕШЕНИЙ. (Замечание: если есть несколько конкурирующих решений то их нужно уметь сравнивать.)

15. Если необходимо, создать ДЕТАЛЬНУЮ АРХИТЕКТУРУ РЕШЕНИЯ. (тогда надо добавить несколько отдельных шагов.)

16. Определить РЕСУРСЫ для воплощения РЕШЕНИЯ на основе его АРХИТЕКТУРЫ:
  • ФИНАНСОВЫЕ, 
  • КАДРОВЫЕ, 
  • МАТЕРИАЛЬНЫЕ, 
  • ВРЕМЕННЫЕ, 
  • СОЦИАЛЬНЫЕ, 
  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ, 
  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, 
  • т.п. 
17. Определить СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН (СТРАТЕГИЮ) воплощения РЕШЕНИЯ исходя из:
  • СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ, 
  • ИНТЕРЕСОВ ВЫГОДОПОЛУЧАТЕЛЕЙ (например, некоторые изменения очень востребованы), 
  • зависимостей между ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРЫ РЕШЕНИЯ (т.е. есть некий естественный порядок построения РЕШЕНИЯ, например, крыша строится после возведения стен и фундамента), 
  • наличия требуемых РЕСУРСОВ и 
  • времени реализации различных КОМПОНЕНТ РЕШЕНИЯ. 
Хотя это последовательно выглядит очень длинной, она обеспечивает полную прослеживаемость, что очень важно для объективной проверке верности выбранного решения.

Понятно, что некоторые артефакты, например, ВЫГОДОПОЛУЧАТЕЛИ, ВЛИЯТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ и т.п. могут быть собраны один раз и переиспользоваться во многих случаях.

Вышеприведенный список является эталонным и его можно развивать, уточнять и оптимизировать для привязки к конкретной области применения, например, стратегического планирования развития регионов.

Понятно, что СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – это только небольшая часть жизненного цикла какой-то системы – еще нужно воплощение, эксплуатация, развитие и т.д. Все это тоже охвачено системным походом с использование той же логики моделей и артефактов.

Дополнительно, многие модели создаются ужЕ как элементы будущего РЕШЕНИЯ (см. http://improving-bpm-systems.blogspot.com/2018/04/better-architecting-with-digital-model.html ).


Thanks,
AS